Предпосылки формирования личности ребенка

predposylki-formirovaniya-lichnosti-rebenka-2Предпосылки формирования личности ребенка

В младенческого возрасте закладываются предпосылки развития личности. Очень разнообразен психическая жизнь младенца. Под влиянием взрослых у ребенка формируется Я-концепция. Сначала она не отделяет себя от внешнего мира, только на 3-8-й месяц осознает собственное тело. Примерно в 6 месяцев начинается становление поведения путем подражания взрослых, которое в 2 года превращается в ориентирование на социальные нормы. За 1-го года жизни психическая жизнь накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, при которой производится отношение к себе, другим людям и предметам.

Развитие самосознания в младенческого возрасте

У новорожденного зарождаются и постепенно формируются первые элементарные представления о себе, появляется самосознание.

Самосознание — относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о себе.

Основным условием развития личности ребенка является его общение. Только в этой сфере ребенок может проявить себя как человек, выразить свое отношение к другому человеку. Даже предметы вызывают интерес малыша, если они включены в контекст общения со взрослым. Ребенка привлекает прежде всего то, чем восторженно действует взрослый.

Он еще не понимает обращенных к нему слов, содержания оценки, которую дает взрослый, но чувствительна к его отношение. Эта чувствительность ярко выражена уже на 3-м месяце жизни. Так, взрослый выделяет малыша из окружающего мира, как нечто особенно ценное, важное, значимое для себя. Поддерживая инициативу ребенка, позволяет ей влиять на себя, авансом наделяет ее личностным своеобразием, неповторимостью и уникальностью. Такое отношение к ребенку формирует у нее позитивное отношение к людям и позитивное самочувствие, переживание своей значимости для близких. Это переживание создает основу для активного проявления ребенком себя.

Предпосылки формирования личности ребенкаИнтерес к взрослому и ответная реакция на его инициативные действия возникает у младенца в конце 1-го месяца жизни, а на 2-м — интерес к людям и предметам. В 8 месяцев у ребенка формируется активность — передособистисне образования — частично врожденное качество, которое развивается обычно под влиянием социальных условий жизни, общения со взрослыми. Свидетельством этого является инициативность, разнообразие его поведения. В 4-5 месяцев ребенок проявляет себя КАК доверчивая, жизнерадостная, любознательная и требовательная существо.

Положительное самочувствие, которое возникает в первом полугодии жизни под влиянием доброжелательного внимания взрослого, после 6-ти месяцев во многом зависит от успешности манипуляций ребенка с предметами. Он уже четко воспринимает результаты своих действий, пытается с помощью взрослого получить объект, прикоснуться к нему, обследовать его. Неудача порождает в нем неуверенность, а успех побуждает снова и снова выполнять действие.

Свои первые восторги младенец выражает положительными эмоциями, особенно когда возникает взаимообмен переживаниями со взрослым. Ребенок, который переживает настоящую эмоциональную идентификацию с взрослым, прежде всего с мамой, в будущем по-настоящему познает все оттенки человеческих чувств к людям, родителей и детей, вырастет человеком с полноценной эмоциональной сферой.

С возрастом повышается и избирательность отношения к взрослому. Если 3-месячный малыш примерно одинаково (улыбаясь и радуясь) реагирует на каждого взрослого, то во второй половине первого года жизни он четко различает родных, знакомых и совершенно чужих людей. После трех месяцев малыш начинает выделять друг около человека — отца. До 4-х — 5-ти месяцев обращает на него особое внимание, ведь папа совсем иначе общается, чем мама, по-другому пахнет, что в младенческого возрасте имеет особое значение (запах дает ребенку дополнительные сигналы).

Малыши, особенно после 8-ми месяцев, начинают бояться незнакомых. Часто при отсутствии близкого взрослого они плачут, отворачиваются, уползают от чужого взрослого, проявляют застенчивость и неуверенность. В присутствии родных дети стремятся привлечь к себе внимание чужих людей. Сидя на руках у мамы, смотрят на незнакомца, пытаются поймать его взгляд, издают звуки, осуществляют другие инициативные действия.

В общении с близкими ребенок активный, инициативный, его переживания не только положительные, но и отрицательные, очень яркие. Она выражает радость, удовольствие, разочарование, обиду, будто пытается поделиться своим эмоциональным состоянием, ищет поддержки у взрослых. Оказывает также интерес и к знакомым людям, но сдержанно выражает эмоции. Ребенок больше любит маму, если, конечно, мама любит. Хочет чувствовать маму и папу физически: сидеть на коленях, дергать, хлопать, тянуть.

Его особенно интересует лицо взрослого, которого он изучает, с которым играет. Ребенок счастлив, когда его обнимают, целуют, ласкают. Чем больше он чувствует любовь, тем быстрее научится любить, тем щедрее на любовь и открытой для любви станет потом, тем легче в нее формироваться чувство доверия к людям, тем искреннее сопереживать другим.

До 12-ти месяцев ребенок связывает знакомого взрослого с определенными действиями, ожидая их от него. Например, заглядывает в сумку бабушки, если она традиционно приносит в ней подарки, просится на руки к папе, если он постоянно играет с ней. Неодинаковое отношение к различным лицам свидетельствует, что к концу 1-го года жизни у ребенка формируются устойчивые образы взрослых.

Вместе у малыша чаще проявляются упрямство, негативное отношение к замечаниям взрослого, настойчивость в достижении своих желаний и требований. Ранее он был значительно легче отвлечь от привлекательного, но запрещенного предмета, теперь он может противостоять взрослому. Это, а также радость от успехов, переживание неудач являются естественными признаками личности, формируется.

В 2-3 месяца ребенок сосредоточенно рассматривает свое отражение в зеркале — так происходит становление своего образа. Положительное переживание себя выражается в радостном отношении к своему отражению. До 6-ти месяцев у ребенка возникает исследовательское поведение: малыш обследует свое отражение руками, обводит контур лица, прикасается к отражению руки. После 6-ти месяцев она соотносит свои реальные действия с действиями, которые отражаются в зеркале: шевелит пальчиками, размахивает руками, следя взглядом отражения этих действий. В 11-12 месяцев малыши долго играют со своим отражением. У них формируется более или менее осознанное представление о себе.

КУПИТЬ АВИА БИЛЕТЫ ДЕШЕВО