Развитие памяти у малышей

10647Развитие памяти. Первичным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, заметны уже в первые месяцы жизни ребенка (прекращение плача, когда в комнату заходит мама). На 3-4-м месяцах жизни начинает формироваться образ предмета. Таким образом создается основа образной памяти.

Память-запоминание, сохранение / следующее воспроизведение человеком своего опыта.

Постепенно увеличивается круг объектов, которые узнает ребенок. Первыми он узнает лицо и голос матери. Это важное новообразование свидетельствует о избирательное восприятие раздражителей.

В 3-4 месяца ребенок узнает предметы, связанные с кормлением, в 5 — отличает людей по голосу, 6 — выделяет любимую игрушку. На 7-8-м месяце узнавания предмета опосредуется словом (малыш находит дело в ответ на вопрос взрослого: «Где …?»). В 8-9 месяцев ребенок узнает знакомого человека после двух-трех недель разлуки. До 12 месяцев различает мелодию, которая раньше вызывала у него положительные эмоции, выполняет по требованию взрослого несложные движения (делает «лады-ладушки», хлопает ручкой).

Узнавание предметов в младенческого возрасте происходит по одной, часто несущественным признакам. Малыша еще дезориентируют даже незначительные изменения внешнего вида объекта (не узнает мамы в новом платье). Однако признак, зазвала в опыте малыша крупнейшего подкрепления, может оказаться достаточным для узнавания. Например, 7-месячный мальчик не мог узнать няни после Те длительного отсутствия, даже когда она заговорила, но легко это сделал после того, как она спела.

Постепенно период между запоминанием и узнаванием увеличивается, но остается небольшим. В свободных воспоминаниях образная память воплощается лишь в начале второго года жизни ребенка.

О появлении двигательной памяти показывает условный рефлекс на привычные для малыша положение при кормлении: у груди матери ребенок начинает делать сосальные движения. Развитие двигательной памяти активизируется во втором полугодии жизни малыша, когда он начинает увлеченно манипулировать предметами (усвоение хватания), двигаться, учится ползать и ходить.

Память у младенческого возрасте не является самостоятельным процессом, она включена в восприятие и ощущения, поэтому материал запоминается как бы самопроизвольно (сам).

Если малыша в одно время кормят, купают, у него вырабатывается рефлекс на час, он начинает «готовиться» к соответствующему режимного процесса, например просыпаться до кормления. Увидев необычную игрушку, которая вызывает радость, требовать ее, манипулировать ею.

Эмоциональная память все ярче проявляется во второй половине 1-го года жизни, когда ребенок переживает эмоции от определенных объектов или ситуаций (например, начинает плакать, увидев предметы для купания, если эта процедура в прошлом была связана с негативными переживаниями).

Интерес к речи у малыша возникает рано, поскольку она является характерным признаком человека, слово взрослого «руководит» его поведением, взрослый называет предметы, их признаки, действия, свойства. Вследствие этого ребенок начинает связывать предмет со словом, запоминает его название.

Психологические особенности детей младенческого и раннего возраста приведены в таблице

Показатели

Возраст детей

Период новонароджености младенческий возраст Ранний возраст
1 2 3 4
Социальная ситуация развития Центром развития ребенка является взрослый Взрослый — ребенок Ребенок — предмет — взрослый
Проводная деяльность Эмоциональное общение Предметная деятельность
Форма общения Произвольное -эмоциональное Ситуативно-индивидуальное (до 5-б мес).

Ситуативно-деловое (с 6 мес. до 1 г.)

Ситуативно-деловое
1 2 3 4
Разговор Ориентировочный рефлекс на голос людей Гуление, лепет, понимание слов, первые слова Сенситивный период развития речи. Совершенствование понимания речи. Формирование активной речи: 1,5 г. — усваивает от ЗО до 40 слов, 2 г. — 200 слов, Зг. — 1600 слов. Вещание ситуативное
Внимание Слуховое сосредоточение (2-3 недели). Зрительное

сосредоточение (3-4 недели)

Самопроизвольная.

Сосредоточенность слабая

Самопроизвольное Узкий объем. Наиболее устойчивая в активной деятельности
Ощущение восприятие Недостаточно развитый анализаторский аппарат Бурное развитие ориентировочно-исследовательской деятельности. Активное рассматривание предметов Доминирующие в развитии психических процессов. Переход от внешнего ориентирования к зрительному восприятию
Мышление Первые элементы мышления Наглядно-действенное формирование обобщений. Усвоение знаковой функции сознания. Зарождение наглядно-образного мышления
Память Образование условных рефлексов Включена в ощущения и восприятия.

Самопроизвольное распознавание объектов

Самопроизвольное. Первые проявления воображения. Большая пластичность (скорость и легкость запоминания)
Эмоциии и чувства Первые эмоции — негативные.

Певая социальная эмоция — улыбка. Комплекс оживления

Комплекс оживления. Эмоциональная непосредственность. Разные переходы Богатство и разнообразие чувств. Различные переходы

Итак, сначала у малыша развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года создаются предпосылки для развития словесной памяти.

КУПИТЬ АВИА БИЛЕТЫ ДЕШЕВО